Главная - Общая информация о Народном Хурале Республики Бурятия - Историческая справка - История Народного Хурала


Историческая справка

  

22 февраля 1994 года Верховным Советом республики была принята новая Конституция Республики Бурятия, согласно которой высшим постоянно действующим представительным и единственным государственным органом законодательной власти республики стал Народный Хурал.

19 июля 1994 года открылась перваясессия первого созыва республиканского парламента. Право открытияпервого заседания было предоставлено старейшему по возрасту депутату – КлавдииПавловне Альцман. Первым Председателем Народного Хурала был избран Михаил Иннокентьевич Семенов, а егозаместителем стал Александр Дмитриевич Карнышев.

В первомсозыве был избран постоянно действующий орган – Совет Народного Хурала,сформирован Аппарат Народного Хурала и образована Счетная палата НародногоХурала.

Депутатыпервого созыва заложили основы государственного строя Республики Бурятия. Республиканскимпарламентом были приняты законы о Народном Хурале, о Президенте иПравительстве, о Конституционном Суде Республики Бурятия. Большую роль вразработке и принятии этих законов сыграл комитет по государственномуустройству под председательством ВладимираИвановича Маркова.

Комитет поэкономической политике в первом созыве возглавлял Владимир Константинович Агалов. По линии комитета были приняты законы,регулирующие отношения в сфере экономики, среди которых можно выделить законы отуризме, о государственной поддержке малого предпринимательства, о государственномпрогнозировании, об инвестиционной деятельности.

Депутатыкомитета по социальной политике под руководством Николая Петровича Линейцева значительное внимание уделяли развитиюнауки, образования и здравоохранения. В 1996 году были приняты законы о науке инаучно-технической политике, о защите населения от туберкулеза. 

В периоддеятельности первого созыва были приняты законы, направленные на регулированиеналоговой и бюджетной политики нашей республики. Большую работу в этомнаправлении провел комитет по бюджету под председательством Бато Цырендондоковича Семенова. Благодарядеятельности депутатов комитета процесс бюджетного планирования в республикевошел в нормальное организационное и правовое русло.

В первомсозыве был принят закон о государственном гербе Республики Бурятия, которыйразработали депутаты комитета по международным и региональным связям. В товремя этот комитет возглавлял ДамбаЧимитович Боросгоев. Также по ведению комитета был принят закон огосударственных наградах Республики Бурятия.

Всего НароднымХуралом первого созыва было принято 139 законов.

В июле 1998 года начал свою работуНародный Хурал второго созыва, Председателем которого был вновь избран Михаил Иннокентьевич Семенов, а егозаместителем – Виктор Вавилович Измайлов.

Депутатыприняли решение о реорганизации комитета по экономической политике иобразовании на его основе двух новых комитетов – комитета по земельнымвопросам, председателем которого стал БаинжаргалБальжинимаевич Шаралдаев и комитета по экономической политике подпредседательством  Александра Гомбоевича Лубсанова.

Председателем комитетапо бюджету стал Бато Цырендондокович Семенов,по государственному устройству – ЦыденжапБимбаевич Батуев, по международным и региональным связям – Валерий Жамсуевич Цыремпилов, посоциальной политике – Сергей ГеоргиевичМезенин.

На счету депутатоввторого созыва 251 закон, среди которых нужно особо выделить впервые принятыйЗакон «О Программесоциально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 – 2004 годы»,который ознаменовал собой новый этап в экономическом развитии республики.

Во второмсозыве была начата практика ежегодногоутверждения отчета об исполнении республиканского бюджета, что позволилопарламенту более системно и целенаправленно контролировать финансовую политику.Кроме того, были приняты два новых закона – о бюджетном процессе и о бюджетнойсистеме в Республике Бурятия.

Вновьобразованный аграрный комитет в первую очередь приступил к решению проблемырегулирования земельных отношений в Республике Бурятия. В этой области былиприняты два базовых закона – о земле и о землеустройстве.

По инициативедепутатов второго созыва была создана Ассоциация парламентов РеспубликиБурятия, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, а такжеСовет депутатов представительных органов местного самоуправления, призванныйкоординировать деятельность депутатов по совершенствованию нормативной правовойбазы в муниципальной области.  

В целом можноотметить, что если Народный Хурал первого созыва в основном занималсяформированием государственного устройства, то работа депутатов второго созывабыла направлена на совершенствование бюджетной и налоговой систем, а такжеэкономической политики Республики Бурятия.

В июле 2002года был сформирован депутатский корпус Народного Хурала третьего созыва подпредседательством Александра ГомбоевичаЛубсанова. Заместителем Председателя стал Иван Игнатович Калашников. Позже была введена вторая должностьзаместителя Председателя Народного Хурала. Им стала Фаина Павловна Ботоева.  

Депутатыутвердили структуру Народного Хурала Республики Бурятия и приняли решениеобразовать шесть комитетов. Комитет по государственному устройству возглавил Александр Николаевич Маслов; поземельным вопросам – Владимир АнатольевичПавлов; по международным и региональным связям – Александр Сергеевич Ковалев; по социальной политике – Сергей Георгиевич Мезенин; по бюджету – Цырен-Даши Эрдынеевич Доржиев; поэкономической политике – ВячеславГерманович Ирильдеев.

В периоддеятельности третьего созыва начался переходот мажоритарной к смешанной системе выборов в органы законодательной властисубъектов Российской Федерации. В Конституцию Республики Бурятия были внесеныизменения, согласно которым половина депутатов Народного Хурала избирается по одномандатнымизбирательным округам, а другая – по партийным спискам.

В 2003 годуначалась общероссийская реформа местногосамоуправления, в связи с чем депутаты третьего созыва в 2004 году принялисовершенно новый концептуальный закон «Об организации местного самоуправления вРеспублике Бурятия», а также закон «Об установлении границ, образовании инаделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия». В 2005 годубыли приняты законы, регулирующие особенности выборов в органы местного самоуправления.Также следует отдельно отметить принятые в третьем созыве законы о государственной и муниципальной службе.

В ноябре 2007года впервые был принят трехлетний республиканский бюджет, закрепивший переходРеспублики Бурятия к новой системе бюджетного планирования. Новый принципформирования бюджета позволил обеспечить среднесрочную устойчивость бюджетнойсистемы.

Всего за весьтретий созыв Народного Хурала Республики Бурятия было принято 544 закона.

В декабре 2007года был сформирован Народный Хурал четвертого созыва. ПредседателемНародного Хурала был избран Матвей Матвеевич Гершевич, заместителямистали Александр Степанович Коренев и Цыденжап Бимбаевич Батуев.Комитеты республиканского парламента возглавили депутаты – Анна СергеевнаСкосырская, Александр Трофимович Стопичев, Владимир Романович Булдаев, ВладимирАнатольевич Павлов, Цырен-Даши Эрдынеевич Доржиев, Вячеслав ГермановичИрильдеев.

В периоддеятельности Народного Хурала четвертого созыва было принято 803 законаРеспублики Бурятия.

Депутаты четвертого созыва, работали надсовершенствованием законодательства Республики Бурятия, направленного напреодоление последствий экономического кризиса, создание инновационнойэкономики, социальную и правовую защиту граждан.

В феврале 2011 года депутатами четвертого созываутверждены Программысоциально-экономического развития республики на 2011 – 2015 годы и на период до2020 года. В качестве стратегической цели депутаты определили – обеспечение устойчивого повышения уровня икачества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ееэффективности.

Для создания механизма привлечения инвестиций вреальный сектор экономики депутатами был принят закон «О государственнойподдержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия». Наобеспечение благоприятных условий для ведения бизнеса, формирования экономическиактивного среднего класса направлен закон «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Республике Бурятия».

Законами огосударственно-частном партнерстве, о технопарках в Республики Бурятия,принятыми в четвертом созыве, создана законодательная база для реализации вреспублике серьезных инвестиционных проектов.

Следует особоотметить, что в четвертом созыве была апробирована и показала своюэффективность антикоррупционнаяэкспертиза законопроектов. Народным Хуралом принят Закон «О противодействиикоррупции в Республике Бурятия», позволяющий последовательно устранять причины,порождающие коррупцию. Каждый проект закона и постановления проходятобязательную экспертизу на выявление коррупциогенных факторов.

В четвертом созывебыли созданы правовые условия для формирования таких институтов гражданскогообщества как Общественная палата, Уполномоченный по правам человека вРеспублике Бурятия, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия.

В Народном Хуралечетвертого созыва утвердилась практика рабочих встреч Главы Республики Бурятияс Председателем Народного Хурала, председателями комитетов, руководителямидепутатских объединений в Народном Хурале.

В настоящеевремя работает Народный Хурал пятого созыва, сформированный всентябре 2013 года.

Приоритеты вработе разных созывов отличались по динамике, числу принятых законов, накалуполитических дискуссий, но всех депутатов на протяжении 20 лет объединяет общеестремление оправдать ожидания избирателей, быть достойными народнымипредставителями в высшем законодательном органе Республики Бурятия. 



Дата редактирования: 19.06.2017 16:08




Версия для печати