Главная - Общая информация о Народном Хурале Республики Бурятия - Историческая справка - История Народного Хурала


Историческая справка

  

22 февраля 1994 года Верховным Советом республики была принята новая Конституция Республики Бурятия, согласно которой высшим постоянно действующим представительным и единственным государственным органом законодательной власти республики стал Народный Хурал.

19 июля 1994 года открылась первая сессия первого созыва республиканского парламента. Право открытия первого заседания было предоставлено старейшему по возрасту депутату – Клавдии Павловне Альцман. Первым Председателем Народного Хурала был избран Михаил Иннокентьевич Семенов, а его заместителем стал Александр Дмитриевич Карнышев.

В первом созыве был избран постоянно действующий орган – Совет Народного Хурала, сформирован Аппарат Народного Хурала и образована Счетная палата Народного Хурала.

Депутаты первого созыва заложили основы государственного строя Республики Бурятия. Республиканским парламентом были приняты законы о Народном Хурале, о Президенте и Правительстве, о Конституционном Суде Республики Бурятия. Большую роль в разработке и принятии этих законов сыграл комитет по государственному устройству под председательством Владимира Ивановича Маркова.

Комитет по экономической политике в первом созыве возглавлял Владимир Константинович Агалов. По линии комитета были приняты законы регулирующие отношения в сфере экономики, среди которых можно выделить законы о туризме, о государственной поддержке малого предпринимательства, о государственном прогнозировании, об инвестиционной деятельности.

Депутаты комитета по социальной политике под руководством Николая Петровича Линейцева значительное внимание уделяли развитию науки, образования и здравоохранения. В 1996 году были приняты законы о науке и научно-технической политике, о защите населения от туберкулеза.

В период деятельности первого созыва были приняты законы, направленные на регулирование налоговой и бюджетной политики нашей республики. Большую работу в этом направлении провел комитет по бюджету под председательством  Бато Цырендондоковича Семенова. Благодаря деятельности депутатов комитета процесс бюджетного планирования в республике вошел в нормальное организационное и правовое русло.

В первом созыве был принят закон о государственном гербе Республики Бурятия, который разработали депутаты комитета по международным и региональным связям. В то время этот комитет возглавлял Дамба Чимитович Боросгоев. Также по ведению комитета был принят закон о государственных наградах Республики Бурятия.

Всего Народным Хуралом первого созыва было принято 139 законов.

В июле 1998 года начал свою работу Народный Хурал второго созыва, Председателем которого был вновь избран Михаил Иннокентьевич Семенов, а его заместителем – Виктор Вавилович Измайлов.

Депутаты приняли решение о реорганизации комитета по экономической политике и образовании на его основе двух новых комитетов – комитета по земельным вопросам, председателем которого стал Баинжаргал Бальжинимаевич Шаралдаев и комитета по экономической политике под председательством  Александра Гомбоевича Лубсанова.

Председателем комитета по бюджету стал Бато Цырендондокович Семенов, по государственному устройству – Цыденжап Бимбаевич Батуев, по международным и региональным связям – Валерий Жамсуевич Цыремпилов, по социальной политике – Сергей Георгиевич Мезенин.

На счету депутатов второго созыва 251 закон, среди которых нужно особо выделить впервые принятый Закон «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 – 2004 го-ды»,который ознаменовал собой новый этап в экономическом развитии республики.

Во втором созыве была начата практика ежегодного утверждения отчета об исполнении республиканского бюджета, что позволило парламенту более системно и целенаправленно контролировать финансовую политику. Кроме того, были приняты два новых закона – о бюджетном процессе и о бюджетной системе в Республике Бурятия.

Вновь образованный аграрный комитет в первую очередь приступил к решению проблемы регулирования земельных отношений в Республике Бурятия. В этой области были приняты два базовых закона – о земле и о землеустройстве.

По инициативе депутатов второго созыва была создана Ассоциация парламентов Республики Бурятия, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, а также Совет депутатов представительных органов местного самоуправления, призванный координировать деятельность депутатов по совершенствованию нормативной правовой базы в муниципальной области. 

В целом можно отметить, что если Народный Хурал первого созыва в основном занимался формированием государственного устройства, то работа депутатов второго созыва была направлена на совершенствование бюджетной и налоговой систем, а также экономической политики Республики Бурятия.

В июле 2002 года был сформирован депутатский корпус Народного Хурала третьего созыва под председательством Александра Гомбоевича Лубсанова. Заместителем Председателя стал Иван Игнатович Калашников. Позже была введена вторая должность заместителя Председателя Народного Хурала. Им стала Фаина Павловна Ботоева. 

Депутаты утвердили структуру Народного Хурала Республики Бурятия и приняли решение образовать шесть комитетов. Комитет по государственному устройству возглавил Александр Николаевич Маслов; по земельным вопросам – Владимир Анатольевич Павлов; по международным и региональным связям – Александр Сергеевич Ковалев; по социальной политике – Сергей Георгиевич Мезенин; по бюджету – Цырен-Даши Эрдынеевич Доржиев; по экономической политике – Вячеслав Германович Ирильдеев.

В период деятельности третьего созыва начался переход от мажоритарной к смешанной системе выборов в органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. В Конституцию Республики Бурятия были внесены изменения, согласно которым половина депутатов Народного Хурала избирается по одномандатным избирательным округам, а другая – по партийным спискам.

В 2003 году началась общероссийская реформа местного самоуправления, в связи с чем депутаты третьего созыва в 2004 году приняли совершенно новый концептуальный закон «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия», а также закон «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия». В 2005 году были приняты законы, регулирующие особенности выборов в органы местного самоуправления. Также следует отдельно отметить принятые в третьем созыве законы о государственной и муниципальной службе.

В ноябре 2007 года впервые был принят трехлетний республиканский бюджет, закрепивший переход Республики Бурятия к новой системе бюджетного планирования. Новый принцип формирования бюджета позволил обеспечить среднесрочную устойчивость бюджетной системы.

Всего за весь третий созыв Народного Хурала Республики Бурятия было принято 542 закона.

В декабре 2007 года был сформирован Народный Хурал четвертого созыва. Председателем Народного Хурала был избран Матвей Матвеевич Гершевич, заместителями стали Александр Степанович Коренев и Цыденжап Бимбаевич Батуев. Комитеты республиканского парламента возглавили депутаты – Анна Сергеевна Скосырская, Александр Трофимович Стопичев, Владимир Романович Булдаев, Владимир Анатольевич Павлов, Цырен-Даши Эрдынеевич Доржиев, Вячеслав Германович Ирильдеев.

В период деятельности Народного Хурала четвертого созыва было принято 868 законов Республики Бурятия.

Депутаты четвертого созыва, работали над совершенствованием законодательства Республики Бурятия, направленного на преодоление последствий экономического кризиса, создание инновационной экономики, социальную и правовую защиту граждан.

В феврале 2011 года депутатами четвертого созыва утверждены Программы социально-экономического развития республики на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года. В качестве стратегической цели депутаты определили – обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности.

Для создания механизма привлечения инвестиций в реальный сектор экономики депутатами был принят Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия». На обеспечение благоприятных условий для ведения бизнеса, формирования экономически активного среднего класса направлен Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия».

Законами о государственно-частном партнерстве, о технопарках в Республики Бурятия, принятыми в четвертом созыве, создана законодательная база для реализации в республике серьезных инвестиционных проектов.

Следует особо отметить, что в четвертом созыве была апробирована и показала свою эффективность  антикоррупционная экспертиза законопроек-тов. Народным Хуралом принят Закон «О противодействии коррупции в Республике Бурятия», позволяющий последовательно устранять причины, порождающие коррупцию. Каждый проект закона и постановления проходят обязательную экспертизу на выявление коррупциогенных факторов.

В четвертом созыве были созданы правовые условия для формирования таких институтов гражданского общества как Общественная палата, Уполномоченный по правам человека в Республике Бурятия, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия.

В Народном Хурале четвертого созыва утвердилась практика рабочих встреч Главы Республики Бурятия с Председателем Народного Хурала, председателями комитетов, руководителями депутатских объединений в Народном Хурале.

Народный Хурал пятого созыва начал свою работу в сентябре 2013 года. Председатели Народного Хурала четвертого созыва – Гершевич Матвей Матвеевич (2013 – 2015), Доржиев Цырен-Даши Эрдынеевич (2015 – 2018), заместители – Павлов Владимир Анатольевич, Семенов Бато Цырендондокович (2013 – 2015), Ирильдеев Вячеслав Германович (2015 – 2018).

Председателя комитетов являлись Ботоев Борис Николаевич, Попов Александр Петрович, Батуев Цыденжап Бимбаевич, Кушнарев Анатолий Григорьевич, Стопичев Александр Трофимович, Доржиев Цырен-Даши Эрдынеевич (2013 – 2015), Цыбикмитов Зорикто Лубсанович (2015 – 2018);

Всего Народным Хуралом пятого созыва принято 809 законов, среди них Законы «О стратегическом планировании в Республике Бурятия», «О промышленной политике в Республике Бурятия», «О государственной поддержке сельского хозяйства в Республике Бурятия», «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Республике Бурятия», «О контрольных полномочиях», «Об образовании в Республике Бурятия», «О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия», «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома отдельным категориям граждан», «О реализации полномочий по социальному обслуживанию граждан на территории Республики Бурятия», «О мерах социальной поддержки граждан, родившихся в период с 1 января 1928 года по 2 сентября 1945 года», «О праздничных днях и памятных датах в Республике Бурятия» и другие.

Деятельность 5 созыва была направлена на совершенствование республиканского законодательства. В 2014 году был принят Закон «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Республики Бурятия». Правовой мониторинг стал неотъемлемой частью государственного управления, механизмом, обеспечивающим как действия органов исполнительной власти во исполнение закона, так и своевременную корректировку республиканского законодательства.

Принят ряд важнейших документов, призванных направлять экономику и стимулировать деловую активность республики. Создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия.

Значимым событием пятого созыва стало активное участие Народного Хурала в презентации Республики Бурятия в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в начале 2018 года, по итогам которой Совет Федерации принял проект постановления «О государственной  поддержке социально-экономического развития Республики Бурятия». Документ содержит 21 рекомендацию Правительству Российской Федерации.

Приоритеты в работе разных созывов отличались по динамике, числу принятых законов, накалу политических дискуссий, но всех депутатов объединяет общее стремление оправдать ожидания избирателей, быть достойными народными представителями в высшем законодательном органе Республики Бурятия.

 



Дата редактирования: 01.10.2018 09:32




Версия для печати